Действия после ДТП: советы
Интересный менталитет у россиян. Практически все страхуют свои «ласточки», но практически никто не страхует собственную жизнь и здоровье. Казалось бы всё должно быть наоборот: буду здоровый, в состоянии заработать, да гори она равным огнём эта железяка! Новую куплю! (даже тост такой есть).
ОСАГО – это принудительное страхование вашей гражданской ответственности: если ВЫ протараните, то ЕМУ возместят ущерб. Поэтому и покупается полис КАСКО. Теперь в случае угона, аварии и других прописанных в полисе страховых случаев ВЫ получите возмещение ущерба за вашу «ласточку».
Стоимость полиса КАСКО составляет 25 – 30 тысяч рублей. Это столько же, сколько требуется на годовой взнос по накопительному страхованию жизни. На страхование железки деньги выкладываются, что называется, «не глядя», а вот на «жизнь»… Хотя все прекрасно сознают, что на следующий год «ласточка» склюёт очередные 30 000, потом ещё и ещё. И никто их вам никогда не вернёт (и дай Бог!). В то время как при накопительном страховании жизни вам всё вернут, да ещё «с наваром».
Я ни в коем случае не агитирую за отказ от покупки полиса КАСКО. Только поймите, что при серьёзном ущербе вашему здоровью в ДТП, возмещение по КАСКО просто может и не понадобиться.
Надо помнить, что угроза ДТП висит над каждым. Вот несколько советов на этот случай.
Какими должны быть первые действия водителя после ДТП?
Как и любая незапланированная и нежеланная ситуация, столкновение происходит неожиданно, некстати и застает врасплох. Только что вы мирно рулили по улице, строили планы на предстоящий день, слушали радио, и тут... Кто-то разнес вдребезги бок вашей ласточки. Хорошо еще, что все живы и здоровы.
ОСАГО – это принудительное страхование вашей гражданской ответственности: если ВЫ протараните, то ЕМУ возместят ущерб. Поэтому и покупается полис КАСКО. Теперь в случае угона, аварии и других прописанных в полисе страховых случаев ВЫ получите возмещение ущерба за вашу «ласточку».
Стоимость полиса КАСКО составляет 25 – 30 тысяч рублей. Это столько же, сколько требуется на годовой взнос по накопительному страхованию жизни. На страхование железки деньги выкладываются, что называется, «не глядя», а вот на «жизнь»… Хотя все прекрасно сознают, что на следующий год «ласточка» склюёт очередные 30 000, потом ещё и ещё. И никто их вам никогда не вернёт (и дай Бог!). В то время как при накопительном страховании жизни вам всё вернут, да ещё «с наваром».
Я ни в коем случае не агитирую за отказ от покупки полиса КАСКО. Только поймите, что при серьёзном ущербе вашему здоровью в ДТП, возмещение по КАСКО просто может и не понадобиться.
Надо помнить, что угроза ДТП висит над каждым. Вот несколько советов на этот случай.
Какими должны быть первые действия водителя после ДТП?
Как и любая незапланированная и нежеланная ситуация, столкновение происходит неожиданно, некстати и застает врасплох. Только что вы мирно рулили по улице, строили планы на предстоящий день, слушали радио, и тут... Кто-то разнес вдребезги бок вашей ласточки. Хорошо еще, что все живы и здоровы.
Дальнейшие ваши поступки зависят от крепости нервной системы и от умения держать себя в руках и предварительной тренировки. Кто-то сразу хватается за монтировку, кто-то впадает в ступор. Поведение глупое и в том и в другом случае: тернии официальных процедур все равно придется пройти до конца, и от этого никуда не деться. Поэтому действовать надо спокойно, достойно, главное - не наделать ошибок.
Все, что вы дальше прочитаете, совсем не обязательно запоминать, все равно забудете. Но можно вырезать, сложить и спрятать в кармашек салона вашего авто. В случае чего шпаргалка всегда под рукой.
Шаг первый: "02"
Даже если столкновение с другим автомобилем произошло незначительное, не уезжайте, остановитесь обязательно. Не обращая внимания на жару или мороз, на пробки и ругань окружающих.
Обычная картинка: тюкнулись двое, из трех полос оставили одну, сзади - затор, проезжающие тихо костерят тех, кто "не умеет ездить". Однако стойте спокойно: виноваты вы или нет, ГАИ разберется, а ожидать инспектора, согласно правилам, вы обязаны на месте аварии.
Итак, остановитесь, включите аварийку, достаньте мобильный телефон и наберите "02" (номера экстренных служб с мобильных телефонов различных сетей могут быть разными). Если же в аварии есть раненые, наберите немедленно "03".
Если столкнувшиеся машины перекрыли дорогу полностью и движение транспорта парализовано вообще, допускается составление схемы ДТП с обоюдного согласия участников аварии и в присутствии свидетелей. После этого можно отъехать (или оттащить машины) к обочине, а если они на ходу, отправиться на ближайший стационарный пост ГАИ для оформления всех бумаг.
Многие водители, если повреждения у машин незначительные, пробуют договориться друг с другом и не ждать инспектора. Тут все просто: называется сумма компенсации, если она устраивает обоих, деньги переходят из рук в руки и машины разъезжаются. Допускается сумма до 25 000 без оформления. Однако будьте осторожны.
Договорившись, лучше всего попросить расписку с вашего оппонента о том, что он претензий к вам более не имеет. Вдруг он заявит в ГАИ об оставлении вами места ДТП? Чем он при этом будет руководствоваться, неважно. Важно вам самим уберечься от сюрпризов.
Вариант "расплатиться на месте" хорош, если ущерб минимальный – на тысячу-две рублей. Ведь, если вы воспользуетесь страховкой, вам эту тысячу, конечно, компенсируют. Однако стоимость страховки для вас в последующие несколько лет возрастет, независимо от того, смените страховую компанию или нет.
Шаг второй: свидетели
Договориться "по-хорошему" не удалось, каждый себя считает потерпевшей стороной, а причины аварии можно истолковать по-разному. Тогда сразу же начинайте работать: ищите и записывайте фамилии, адреса и телефоны очевидцев
Я рекомендую начать «сбор» свидетелей немедленно после ДТП, если ваше состояние здоровья это допускает. Современные средства позволяют сделать это очень просто: достань цифровой фотоаппарат или мобильник с фотокамерой и начинай снимать всё подряд вокруг себя. Желательно чтобы были видны госномера окружающих авто и на снимке фиксировались дата и время съёмки.
Это нужно делать быстро и решительно, на полном автомате, примерно как у ковбоев в вестерне. Выхватил и щёлк, щёлк, щёлк… Неплохо потренироваться заранее. Например, простаивая в пробке.
Свидетели - натура уходящая, так и норовят ускользнуть по своим делам. Однако люди, которые видели ДТП или присутствовали при разговоре, когда виновник признавал свою вину, для вас на вес золота. Очень неплохо записать все переговоры на цифровой диктофон, в том числе и комментарии свидетелей. Часто на месте аварии виновник охотно признаёт свою вину, а при разборе категорически её отвергает (по совету друзей или адвокатов). Самый простой способ - записать номера и марки автомобилей, оказавшихся рядом с местом вашего ДТП (если успеете).
Главные свидетели - те, кто находился в пострадавших машинах в момент столкновения, пусть даже они и ваши родственники. Не волнуйтесь, степень заинтересованности их в исходе дела не вам определять, а сотрудникам ГАИ.
Если у вас имеется постоянный пассажир (например, вместе с женой ездите на работу и т.п.), то миссию фиксации свидетелей на фото и разговоров на диктофон, нужно поручить ему. Это менее заметно и не так нервирует «противников». Конечно, нужно предварительно потренироваться.
А если свидетелей не нашлось? Тогда остается последний шанс – подать объявление в газету или на автомобильные сайты в Интернете, вдруг кто-то из видевших аварию откликнется.
Шаг третий: страховщики
Естественно, у вас есть полис ОСАГО, куда же без него? В нем записан номер телефона страховой компании. Звоните! Специалисты компании обязаны успокоить вас и толком объяснить, как следует действовать в той или иной трудной ситуации.
Далее вспомните: когда вы страховали машину, вам вместе с полисом выдали два копирующихся комплекта бланков извещения о ДТП. Вспомнили и достали бланки? Хорошо, идем дальше.
Если столкнулись два автомобиля и разногласий между участниками нет, водители по очереди заполняют один и тот же комплект. Потом верхний бланк отделяется, и оба экземпляра участники ДТП подписывают с лицевой стороны.
Затем каждый берет себе по экземпляру и уже дома, самостоятельно, заполняет обратную сторону.
Все ваши дальнейшие действия по получению возмещения вы уже в спокойной домашней обстановке можете выяснить либо в Интернете на сайте Российского союза страховщиков (www.autoins.ru), либо у них же по телефону "горячей линии":
- для Москвы: (095)730-72-02;
- для жителей других городов: 8-800-200-22-02.
Все живы и здоровы
Через некоторое (чаще весьма продолжительное) время после вашего звонка в ГАИ на месте аварии появится инспектор. Если в аварии никто из людей не пострадал, он составит:
1. Протокол об административном правонарушении (если установлены признаки нарушения ПДД).
2. Протокол осмотра места происшествия.
3. Схему ДТП как приложение к протоколу.
4. Описание механических повреждений транспортных средств.
Еще инспектор попросит участников и очевидцев ДТП написать объяснения.
Если вы - потерпевшая сторона, можете требовать копию протокола.
Если вы - виновник, инспектор вручит вам копию под расписку.
Есть пострадавшие
Беда, когда при аварии пострадают люди. В таком случае, после оказания необходимой помощи пострадавшим, в дополнение к названным документам обязательно составляется акт медицинского освидетельствования участников происшествия на предмет наличия наркотического или алкогольного опьянения.
Важно: все перечисленные выше документы (за исключением объяснений других участников и очевидцев ДТП) должны быть написаны в вашем присутствии как водителя и при вашем непосредственном участии. Вы имеете право делать замечания, уточнять формулировки и указывать на важные, с вашей точки зрения, обстоятельства. Требовать занесения их в документы.
Оставшиеся в документах пустоты должны быть заполнены традиционной буквой Z, дабы никто не дописал лишнего.
Что потом?
Итак, протоколы заполнены, вы своим ходом либо на эвакуаторе благополучно добрались до дома. Что дальше?
Дальше материалы ДТП анализируют в группе разбора ГАИ и после дополнительной проверки принимают решение.
Ждать вам придется недолго. Если авария без жертв, решение должно быть вынесено в течение 15 дней. Затем участникам аварии дается на размышление еще 10 дней, в течение которых, если они не согласны, могут пожаловаться в вышестоящую инстанцию или в суд. В таком случае последнее слово скажет судья.
Практика показывает, что чаще всего вердикт, вынесенный группой разбора, и в суде остается без изменения. Однако исключения, когда суд вставал на сторону автовладельца, подтверждают правило: если с решением вы не согласны, идите смело в суд.
В любом случае вы вправе:
· знакомиться с материалами дела;
· давать объяснения;
· предоставлять доказательства;
· при рассмотрении дела пользоваться услугами адвоката;
· выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика.
Иная картина, если в ДТП пострадали люди. В этом случае делом займется следователь, который и решит: отказать в возбуждении уголовного дела или возбудить.
На принятие решения следователю закон отпускает 10 суток со дня поступления дела в отдел ГАИ.
Разумеется, все перечисленное - лишь схема. Но ее вполне достаточно, чтобы не растеряться в первое время после ДТП. Все тонкости и варианты можно будет обдумать потом в спокойной обстановке.
Использованы материалы статьи Александра БУШЕВА, Российская газета-неделя, 24 июля 2008 г.
Ярлыки: автоаварии, страхователю
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница